Напишу и здесь о прошедшей Випассане. Делаю это, так как это вызвало интерес у многих моих знакомых. В моём потоке с медитацией знакомы многие. Но мне очевидно, что такая ситуация, как здесь, в Азии, конечно не везде. А тем временем эта практика, как я теперь убедилась, может принести реальную пользу очень многим. Я читала о медитациях уже давно, а по приезду в Индию стала слышать о Випассане очень часто. И спустя время решилась её пройти. Здесь многие впервые проходят этот курс. Центров для прохождения очень много, и это может сделать человек любой национальности. Это бесплатно - лишь по желанию, только пройдя курс, можно внести любой удобный для Вас донейшн. Сейчас центров Випассаны множество по всему Миру, в том числе они есть и в России. Всё, что нужно для прохождения - быть готовым отключиться полностью от внешнего мира и общения с ним на 10 дней. Практика проводится в специальном месте, где вы обеспечены всеми необходимыми удобствами - комнатой для сна, едой и окружены очень спокойной атмосферой. От вас необходимо только соблюдать режим, а также не общаться с другими участниками ретрита. Телефон, также как и книги, тетради, и всё для записей необходимо сдать по приезду на курс. И поверьте, это действительно необходимо для вашего же спокойствия и успешного прохождения курса. Эта практика направлена на работу с умом. Поэтому так важно освободить его от всех лишних беспокойств и вовлечений. Когда вы входите в медитацию, начинаете чувствовать её, необходимость в общении отступает. Ну а кто-то наверно даже с радостью оценит возможность всего 10-дневного отдыха от мирской суеты и всех её забот.. В эти 10 дней ваше внимание возможно впервые в жизни будет направлено только внутрь - на изучение себя, своего тела и ума.. Практика Випассаны направлена на работу с умом. В буддийской традиции ум сравнивается с беспокойной обезьяной, постоянно делающей тысячи беспорядочных движений - так, что порой и не вспомнить, как из настоящего положения она оказалась уже где-то там, совсем в другом месте.. То же самое происходит и с умом. Такова его природа - активность. Он постоянно скачет с темы на тему, на смену одной мысли незаметно приходит другая, заставляя нас следовать этому подчас столь беспорядочному потоку. Попробуйте вспомнить последовательность ваших мыслей хотя бы за последние 5 минут. Увы, очень мало у кого это получится. Еще одна важная особенность ума - его привычка реагировать. Любое явление, воспринимаясь нами, сначала категоризируется, затем оценивается, а затем - следует внутренняя реакция. Если происходящее получило положительную оценку, то как правило, возникает реакция влечения - ум стремится повторить и усилить то, что было ему приятно. Если же оценка была негативной - реакцией ума будет избежать повторения такого явления - формируется реакция отвращения. Ум оказывается впутан в игру реакций, участвуя в ней по большей части бессознательно. Многие реакции повторяются. И со временем крепнут, становятся сильнее, глубже.. укореняются. Именно они - бессознательная основа нашего поведения, его невидимый, но существующий фон, определяющий наши действия.. нашу жизнь. Гнев, беспокойство, неосознаваемые стремления или отвращения, проявления этих состояний во внешних действиях, порождение цепей нежелательных событий - незавидное существование в плену своего ума и его инстинктивных, неосознанных и порой так глубоко укоренившихся привычек реагировать.. Есть ли возможность это осознать? Остановить? Философия буддизма утверждает, что ключ к началу решения лежит в способности к наблюдению. В нашей культуре не привыкли уделять этому внимание. Наблюдающая часть ума развита очень слабо. Однако, зачем же нужно уметь просто наблюдать? Наблюдающий ум, собственно сознание - это та его часть, которая только фиксирует информацию, не категоризируя её, не давая оценок, не реагируя - просто наблюдая все происходящее на физическом и ментальном планах. Это также познающая, или осознающая часть ума. Она объективна и уравновешена в своей безоценочности. Суть всех явлений этого мира в их непостоянстве. Всё начавшееся имеет и конец. Поэтому позиция наблюдения, без формирования привязанности или избегания, - изначально самая базовая и верная в отношении ко всем явлениям. Познающая часть ума есть в каждом. Благодаря ей мы воспринимаем новое. И именно присутствие внутреннего наблюдателя отличает психически здорового человека от нездорового. Мышление последнего становится полностью цельным, когда целеустремленность уже граничит с одержимостью, а внутренний наблюдатель, способный задать вопрос - что со мной? - полностью исчезает.. Лишь наблюдающая часть ума способна остановить его привычку постоянно реагировать. Кто-то мог бы задать вопрос - как можно жить в социуме без этого? Вместо реагирования человек учится действовать. Действовать со спокойным умом, а вовсе не превратиться в безинициативный овощ. Очень многое из того, что мы считаем действиями, в большей степени являлось нашими неосознанными реакциями. Поменять привычку реагировать на умение действовать - неоценимое благо. И обучиться этому помогает практика Випассаны. В течение курса её постепенно, день за днём, студентам раскрывается техника, цель которой - взрастить и укрепить ту часть нашего ума, которая способна наблюдать. В этой, казалось бы, такой простой вещи кроется глубокая трансформация нашего сознания, всей его работы. Эта техника - та самая практическая часть учения Будды, данная им 2500 лет назад - сердце всего его учения. Она сохранялась на протяжении 25 веков в аутентичном виде в лишь в Бирме. И только спустя 2500 лет, как и было предсказано, была вынесена за её пределы сначала в Индию - родину буддизма, а затем распространилась по всему миру.. #meditation #vipassana #buddism #mindfulness #медитация #буддизм #випассана #природаума #ум #наблюдающийум #наблюдатель #дхарма #внимательность #observingmind Продолжение в следующем посту.

Теги других блогов: ретрит медитация Випассана